Поиск по сайту
ВЕРСИЯ
ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
15
октября
пн
+15°

Жители 78-го округа посетили ДОРОГУ ЖИЗНИ

1 Июня 2018

НА ДОРОГЕ ЖИЗНИ – ДОРОГЕ ПОБЕДЫ

В тяжелые месяцы блокады, в суровые дни лишений и невзгод мы узнали немало славных имен наших мужественных сограждан-ленинградцев. Простые и скромные люди – они в час испытаний, оказывались способными на большие, подлинно героические дела. Перед ними останавливаешься в изумлении, пораженный величием и красотою того подвига, который совершили люди. Совершить его, казалось, было выше человеческих сил.

30.05.42

В конце мая жители 78-го округа посетили экскурсию "Кобона - дорога жизни", своими впечатлениями после посещения экскурсии с нами делиться жительница 78-го округа Е.В. Дубинина:

Один из героических периодов в истории Ленинграда—Петербурга – организация и строительство «Дороги жизни» — единственного транспортного пути через Ладожское озеро во время Великой Отечественной войны. Кобона, старинное рыбацкое село, известное уже с 1500 года, сыграла решающую роль в годы Великой Отечественной войны. Здесь проходила знаменитая Дорога жизни, связывавшая с 12 сентября 1941 по март 1943 гг. блокадный Ленинград со страной. По Дороге жизни проходила эвакуация населения, фабрик и заводов, подвозились продовольствие, топливо, подкрепления, вооружение и боеприпасы. Перевозки производили по воде на кораблях Ладожской военной флотилии и судах речного флота из портов Новая Ладога (большая трасса 125 км) и Кобона (малая трасса 35 км) до порта Осиновец, зимой – по  ледовой дороге на автомашинах из Кобоны до Ваганова и Коккорева.

Кобона находится в месте слияния реки Кобоны, Ново-Ладожского канала и Ладоги, в этом самом узком месте на Ладоге в Великую Отечественную войну и проходила Дорога жизни. Она связывала с 12 сентября 1941 по март 1943 года блокадный Ленинград с Большой землей, в периоды навигации — по воде, зимой — по льду. Автодорога, проложенная по льду, часто называется «Ледовой дорогой жизни». Сюда привозили полумертвых людей из блокадного Ленинграда. Здесь в здании церкви св. Николая Чудотворца, где располагался первый эвакопункт, они получали первую горячую еду и надежду.

Именно в этом небольшом поселке решалась судьба города Ленинграда и его жителей, и трудно перечесть все те подвиги, которые совершали военные и гражданские люди, голодные, обессиленные, организуя почти на пустом, не приспособленном месте, мощный заслон врагам и очаг спасения. Сюда подвели временную железнодорожную линию, связывающую Ладожское озеро со станцией Войбокало. От Осиновца до Кобоны работала паромная переправа для транспортировки паровозов и железнодорожных вагонов. По дну Ладожского озера были проложены трубопровод для горючего и подземный кабель для передачи в Ленинград электроэнергии Волховской ГЭС. Зимой 1942—1943 года от Кобоны до Осиновца снова стала действовать автомобильная дорога по льду Ладожского озера, которую под водой героически укрепляли досками.

Именно эта дорога, названная «Дорогой жизни» – «Дорогой победы» — спасла город от немецких захватчиков, тысячи жителей блокадного Ленинграда от голодной смерти и, задержав и ослабив врага, без сомнения, сыграла огромную роль в победе советского народа в Великой Отечественной войне.

Гимн этим людям – музей «Кобона: Дорога жизни», созданный в здании бывшей средней кобонской школы. Жители Кобоны, большинство работавших на дороге жизни, обустраивая её, дети на санках помогавших прибывшим добраться до жилья, приносили сюда в музей свои домашние реликвии, бережно храня память о том испытании. Низкий поклон энтузиасту Сергею Владимировичу Маркову, его друзьям и помощникам, сохраняющим память о героических страницах нашей истории и подвигах русского народа.

Музей это не только история жизни «Дороги жизни», история местного жителя, замечательного советского поэта Александру Прокофьеву поэта, автора знаменитых песен о войне, памятник которому установлен перед музеем, это еще и ГИМН ЖИЗНИ, сохранение традиций народа, рассказ о его современных буднях.

И над всем главенствует белоснежный храм во имя св. Николая Чудотворца, построенный в свое время на деньги прихожан. В знаменитом многогранном стеклянном кресте, венчающем шпиль церковной колокольни, отражает солнце. Это церковь-маяк – ориентир для рыбаков и для нашего без сомнения мирного счастливого будущего.

Огромное спасибо Муниципальному образованию МО № 78  за организацию замечательной экскурсии!

 

P.S.  Своими воспоминаниями деляться:

«Странное чувство охватывает тебя, когда через 76 лет(!) ты оказываешься там, где тебя,4-летнюю, спасали – увозили из блокадного Ленинграда. Благодаря отцу, В.Б. Дубинину, воевавшему на Ленинградском фронте и провожавшему нас, еще оставшихся сотрудников Зоологического института, сохранилась фотография той полуторки, на которой 3-го февраля 1942 г. мы были переправлены через Ладогу до Волховстроя. Мороз был -32◦. Трудно себе представить, что испытывали те, кто с надеждой вырывались из кольца блокады. Машина – грузовик с брезентовым верхом, спасавшим только от ветра; холод; постоянные бомбежки; хрупкий лед, под который ушли несколько машин… А потом – неизвестностьОдна из тех, кто был тогда в машине, пишет эти строки..»

Е.В. Дубинина

 

«В блокадном Ленинграде детей-сирот, оставшихся без родителей, собирали в детские дома и отправляли на Большую землю в Ивановскую область. Моя мама работала в одном из них. Так осенью 42 года мамин детской дом был эвакуирован. По железной дороги в теплушках мы были доставлены до берега Ладоги, затем через Ладогу на баржах. Баржей было несколько. То, что я помню: впереди шла баржа со взрослыми, следом другая с нами, детьми. Над нами было натянуто белое полотнище с красным крестом, предполагаемой защитой Международного общества «Красного креста». Именно такие баржи немцы больше всего бомбили! Бомбили всё время. Несколько было потоплено. Когда мы приплыли на другой берег, где нас с сестрой уже ждала мама, на неё было страшно смотреть: черная лицом, она со страха наблюдала происходившее на воде, в ожидании достигнет ли берега та, где были её дети…»

В.А. Ободникова

 

Экскурсия в Кобону