Поиск по сайту
ВЕРСИЯ
ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
20
сентября
чт
+16°

78-й округ 100 лет назад

РУБРИКА: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК 

Муниципальное образование муниципальный округ № 78 было образовано в 1998 году в Центральном районе Санкт-Петербурга. На территории 78-го округа расположено множество архитектурных памятников мирового значения, старинных зданий и красивейших улиц города. Сегодня мы прогуляемся по улицам округа и вспомним, что происходило здесь ровно 100 лет назад – в 1918-м году. Это был переломный год, когда в здесь, в центре революционного Петрограда зарождалась новая страна.

Главная магистраль Петербурга – Невский проспект – является и основной улицей 78-го округа. Проспект входит в территорию своей нечетной стороной от Дворцовой площади до Аничкова моста. В 1918 году Невский проспект был переименован в проспект 25-го Октября. А историческое название Невский появилось во второй половине XVIII века, когда проспект стал главным в Северной столице. Именно в те годы вдоль «Невской першпективы», начиная от Адмиралтейства, сформировалась цепь архитектурных ансамблей в стиле того времени – эпохи классицизма. В 1918-м году судьба каждого из них изменилась.

Находившийся в доме №1 Санкт-Петербургский частный коммерческий банк Декретом Совнаркома от 23 января (5 февраля) 1918 года был конфискован в пользу Государственного банка Российской Республики. Трехэтажный дом №3 получил известность во время революции тем, что в апреле 1917 года там проходило собрание Военной организации Петроградского комитета РСДРП(б) и членов ЦК РСДРП(б), на котором выступал В.И. Ленин. В доме № 5, так называемом Доме Вебера или Доме «Общества Страхования от огня», в 1918 году работали правление государственного треста "Петропечать" и руководство петроградского Госиздата.

На углу Невского и Малой Морской улицы участки домов с 11-го до 15-го  в середине XVIII века занимал временный деревянный Зимний дворец, затем здесь многократно сменялись постройки и их хозяева. Перед революцией в доме №13 помещался книжный магазин крупного издателя М.О. Вольфа, а после его занял под книжную торговлю Петрогосиздат. До недавнего времени в здании находился магазин зарубежной книги «Мир».

На другом берегу Мойки, у Зелёного моста нас встречает  великолепное сооружение – Строгановский дворец, возведенный архитектором Ф.Б. Растрелли в 1753-1754 гг. Дворцовый комплекс много раз достраивался и перестраивался. При последнем хозяине, С.А. Строганове, во дворе в 1908 году устроили небольшой сад. Сюда были перенесены статуи Нептуна и Флоры, маскарон (вид скульптурного украшения здания в форме головы человека или животного анфас – прим. ред.), мраморные вазы и пара гранитных сфинксов конца XVIII века. Этот дворец в 1918 году был национализирован и превращен в «Народный дом-музей» (бывший Строганова), формирование экспозиций которого было поручено Государственному Эрмитажу. Сегодня дворец с отреставрированным фасадом и воссозданными интерьерами парадного этажа является филиалом Русского музея.

За Строгановским Дворцом южный берег реки Мойки вплоть до Гороховой улицы занимает комплекс зданий Российского государственного педагогического университета имени Герцена. Это многочисленные постройки двух бывших усадеб середины XVIII века. Уже тогда здесь размещались благотворительные и воспитательные учреждения. Об этом говорит и изображение пеликана и пятерых птенцов наверху кованых ворот. Их наследником и является нынешнее учебное заведение, носящее имя Александра Ивановича Герцена. После Октябрьской революции, в 1918 году в помещении бывшего Николаевского Сиротского института организовали Дворец материнства и младенчества, затем институт Дошкольного образования и Всероссийский центр изучения ребёнка. Именно их объединение и положило начало сегодняшнему РГПУ.

На следующем отрезке Невского проспекта – от мойки до канала Грибоедова – центральную позицию занимает всемирно известный Казанский кафедральный собор. В мае 1917 г. в Казанском соборе прошло свободное избрание епархиального архиерея, которым стал митрополит Вениамин (Казанский), впоследствии новомученик. Одной из его последних благочестивых инициатив было создание в подклети Казанского собора храма во имя священномученика Ермогена, в котором в суровую зиму 1918-19 годов проводились службы. В этот период особенно активизировалась проповедническая деятельность протоиерея Философа Орнатского. Отец Философ был руководителем епархиального совета и настоятелем Казанского собора. В январе 1918 года, еще до принятия декрета об отделении Церкви от государства, он организовал крестный ход в защиту Александро-Невской лавры. Сейчас отец Философ прославлен в лике святых.

Участок на углу Невского проспекта и Думской улицы уже в середине XVIII века был центром жизни всего петербургского купечества. В этом здании размещалась Городская дума. Декретом Совета народных комиссаров Городская дума была распущена. Городская управа была преобразована в Комиссариат городского хозяйства Петроградской трудовой коммуны, который возглавил М.И. Калинин. 21 сентября 1918 года Комиссариат принял решение о переселении рабочих с окраин в квартиры буржуа. В этом здании начала работать Центральная коллегия по реквизиции помещений, которая переселила свыше 300 тысяч рабочих семей в квартиры центральных районов города, превратив их в коммунальные. Перед башней Городской Думы в 1918 году был установлен гипсовый бюст Ф. Лассаля (знаменитый немецкий политический деятель, один из основоположников  европейского социализма, борец за права рабочего сословия – прим. ред.), который  заменили на гранитный в 1923-м. В 1937 году его сняли, и он хранится в Государственном музее городской скульптуры.

На Садовой у площади Островского расположена Российская национальная библиотека (главное здание РНБ),  до революции – Императорская. Здание Публичной библиотеки является частью грандиозного ансамбля – вершины градостроительного творчества К.И. Росси. На обширной территории со случайной прежде застройкой зодчий сформировал в 1828–1834 годах целостную пространственную композицию из двух площадей, связанных улицей. Доминанта ансамбля – Александринский театр (Академический театр драмы им. А.С. Пушкина) – расположен в глубине площади Островского, раскрытой к Невскому проспекту. Позади театра главная ось ансамбля продолжена улицей Зодчего Росси (бывшей Театральной), которая ведет к площади Ломоносова у Фонтанки. К проспекту обращен Екатерининский сквер (устроен по замыслу К.И. Росси в 1832 году, перепланирован в 1870-х годах архитектором Д.И. Гриммом и ботаником Э.Л. Регелем). В центре его – памятник Екатерине II, открытый в 1873 году (художник М.О. Микешин, скульпторы А.М. Опекушин и М.А. Чижов, архитектор Д.И. Гримм). В 1918 году библиотека была переименована в Публичную и пережила важнейшую реорганизацию. Народный комиссариат просвещения утвердил новый устав Публичной библиотеки,  направленный на демократизацию управления Библиотекой. Главенствующим становился принцип коллегиальности, директор отныне был выборным лицом. Первым избранным руководителем стал Э.Л. Радлов, который фактически и стоял во главе Библиотеки с 1916 года. Уставом законодательно подтверждался статус Библиотеки как национального книгохранилища, задачи которого становились гораздо шире, чем раньше: оно было призвано теперь всемерно содействовать народному образованию, развитию знаний в широких массах населения.

На Садовой улице, 18 находится бывший доходный дом, выполненный в эклектическом стиле. Буквально в первый год XIX века после возведения первого корпуса библиотеки ее тогдашний директор граф А. С. Строганов попытался присоединить к зданию прилегающую территорию для обустройства библиотечного двора. Но у него тогда это не получилось, и бок о бок с библиотекой выстроили гостиницу и трактир. И только в 1918 году дом №18 передали Публичной библиотеке. Сегодня в нём располагается её администрация.

В глубине Садовой улицы за библиотекой расположен Воронцовский дворец – городская усадьба, построенная Растрелли в 1749-57 годах. Помимо самого дворца в усадебный комплекс входили еще несколько зданий и большой сад с фонтанами и бассейнами. Кроме того, здесь размещалась огромная библиотека графа. В 19-м веке во дворце поселился Пажеский корпус. После революции 1917 года Пажеский корпус был закрыт, во дворце стал заседать клуб левых эсеров. 7 июля 1918 года здесь проходил бой между эсерами и большевиками. По зданию вели открытый огонь из орудий, стоявших на галерее Гостиного Двора. Осенью 1918 года Воронцовский дворец отдали для нужд Красной армии. Здесь постоянно размещались военные учебные заведения. С 1955 года в здании Воронцовского дворца располагается Суворовское военное училище, ныне кадетский корпус.

По переулку Крылова с Садовой улицы мы можем пройти прямо к Александринскому театру. Театр получил своё здание, архитектором которого был знаменитый Карл Росси в 1832 г.  В 1918 году в Наркомпросе (Народный комиссариат просвещения – прим. ред.) был организован Театральный отдел, который в марте принял декрет об «Автономизации» бывших императорских театров. В 1918-м изменился и репертуар театра: впервые были поставлены ранее запрещенные царской цензурой спектакли, такие как пьеса «Декабрист». В качестве нового программного классического спектакля театр выбрал «Лес» Островского.

Справа за театром проходит улица Зодчего Росси, которая в 1918 году ещё носила название Театральная. Часть одного из двух её зданий, примыкающую к площади Островского, в 1918 году занял Музей музыкального и театрального искусства, функционирующий до сих пор.

Пройдя между театром и Екатерининским сквером, мы попадаем к саду, сразу за которым располагается Аничков дворец. В феврале 1917 года в национализированном Дворце было размещено Министерство продовольствия. 14 января 1918 года здесь открылся Первый Всероссийский продовольственный съезд. А осенью, после переезда министерств в Москву, во дворце создали Музей города. Он занимал несколько зданий по обоим берегам Фонтанки у Аничкова моста. Директором музея был избран видный архитектор и градостроитель Л.А. Ильин, его заместителем – историк архитектуры В.Я. Курбатов. Во дворце размещались отделы, занимавшиеся архитектурой, строительством и искусством в жизни города, бережно сохранялись исторические интерьеры, проводились выставки и лекции…

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Продолжим нашу прогулку с той точки Невского проспекта, где на берегу Фонтанки располагается Аничков дворец. В 1917 году в национализированном дворце было размещено Министерство продовольствия, и 14 января 1918 года здесь открылся Первый Всероссийский продовольственный съезд. А осенью все министерства были переведены в Москву, и во дворце создали Музей города. Музей занимал несколько зданий по обоим берегам Фонтанки у Аничкова моста. Директором избрали одного из инициаторов его создания, архитектора и градостроителя Л.А. Ильина.

Во дворце размещались отделы, ведавшие архитектурой, строительством и искусством нашего города, проводились выставки и лекции. Нельзя не отметить, что исторические интерьеры Аничкова дворца были сохранены во многом благодаря Льву Александровичу. В 1921 году по распоряжению Наркомхоза на базе музея были организованы курсы подготовки техников коммунального хозяйства города, а с 1922 года  появился даже курс планировки городов, который читал сам Ильин. Затем курсы стали двухгодичными потом высшими и трехгодичными и, наконец, их преобразовали в Петроградский коммунальный техникум, директором назначили Л.А. Ильина, на этой должности он работал вплоть до 1928 года, до реорганизации техникума. 

Невозможно не упомянуть и о том, что Ильин был председателем Совета научно-исторического общества «Старый Петербург» созданного в 1921 году, по инициативе которого в 1923 году в Петрограде был создан Музей отживающего культа, обеспечивший принятие на хранение ценностей из закрываемых в городе церквей (впоследствии переданных в Музей религии). В Совет «Старого Петербурга»  входили: А.Н. Бенуа, П. П. Вейнер, В. П. Зубов (дир. Института истории искусств), С. Н. Тройницкий (дир. Эрмитажа). Из-за дворянского происхождения и непреклонного характера Лев Александрович подвергался травле, но несмотря на все трудности, он не прекращал активной подвижнической деятельности по сохранению историко-культурного наследия и внёс неоценимый вклад в формирование школы ленинградского градостроительства. Лев Александрович один из авторов градостроительного плана, согласно которому «новый» Ленинград, должен был строиться на окраинах города, что спасло исторический центр от разрушения.

Пройдя по набережной Фонтанки, мы попадаем на площадь Ломоносова, в те годы – Чернышёву площадь. Небольшой сквер на этой площади был разбит в 1870-х годах. Территориально и по изначальному плану эта зона входит в архитектурный ансамбль площади Островского. Однако в противоположность величественному и пышному зданию Александринского театра, обильно украшенному скульптурой, фасады зданий, формирующих Чернышёву площадь, отличаются лаконизмом архитектурных форм. Они были специально возведены для двух Министерств – Народного просвещения Российской Империи и Внутренних дел. В 1892 году в центре сквера был установлен бюст М. В. Ломоносова.

Министерство Внутренних дел находилось здесь с 1834 года до 25 октября 1917 года, когда в один день все высшие учреждения государства были заменены народными комиссариатами. С 1918 года в здании разместиласьТипография имени В. Володарского, входившая в состав Лениздата. В 1918 году там печаталось множество газет.

Двигаясь дальше по набережной Фонтанки, мы подходим к зданию Большого драматического театр имени Г. А. Товстоногова, возведенного в 1877 году. Оно изначально задумывалось как театральная площадка, и должно было стать вспомогательной сценой Александринки. Долгое время здание арендовалось Дирекцией Императорских театров, но в конце XIX века перешло в ведение Литературно-художественного общества. После революции здание было национализировано, и в 1918 году здесь был основан один из первых театров, созданных после Октябрьской революции. Основателями петроградского Большого драматического театра были Максим Горький и одна из старейших МХАТовских актрис Мария Андреева, занимавшая  должность комиссара по делам зрелищных учреждений советского Севера. В 1918 году она официально подписала решение об открытии БДТ.

Завернув в переулок за БДТ, мы видим Апраксин двор – один из крупнейших исторических торговых центров города. Он занимает 14 гектаров между улицами Садовой, Ломоносова, набережной Фонтанки и Апраксиным переулком. История Апраксина двора столь богата, что мы уделим его особое внимание в следующем выпуске наше газеты.

Есть в Апраксином переулке особенный адрес – это дом № 20. Здесь 12 декабря 2016 года состоялось торжественное открытие мемориальной доски преподобному Серафиму Вырицкому. Памятный знак одному из самых почитаемых петербургских святых установили на фасаде дома. В этом особняке старец, тогда еще носивший мирское имя Василий Муравьев, жил в период с 1914 до революции. К 1917 году Василий Муравьев стал одним из самых уважаемых предпринимателей Северной столицы, которого отличало не только крупное состояние, но и тяга к просвещению и благотворительности. После революции Василий Муравьев пожертвовал все свое состояние монастырям и принял монашество, а затем и великую схиму.

Напротив Апраксина двора на другой стороне Садовой улицы нашему взору  открывается Главное здание университета СПбГЭУ. Это грандиозное подковообразное сооружение Ассигнационного банка Российской империи, построенное по проекту архитектора  Кваренги в 1783-99 годах. Здание занимает участок между Садовой улицей и каналом Грибоедова. После революции  Декретом «О национализации банков» была введена государственная монополия на банковское дело. Все акционерные коммерческие банки подлежали национализации и слиянию с Государственным банком, который стал называться Народным банком РСФСР. В 1918 году Народный банк РСФСР еще кредитовал национализированные и частные промышленные предприятия, государственные продовольственные органы, частные торговые организации, а также все виды кооперации.

Осмотрев грандиозное сооружение университета со всех сторон, по Банковскому переулку или по улице Ломоносова выходим на набережную канала Грибоедова. К Округу № 78 относится его отрезок от дома 18 до дома № 38. На углу канала Грибоедова и улицы Ломоносова стоит Малый гостиный двор. Архитектор  Кваренги строил Малый Гостиный двор тем же силуэтом, как и Гостиный двор. После прихода новой власти в здании разместился учебный комбинат КОГИЗ, который готовил специалистов книжной торговли.

Перейдём на другую сторону канала по Банковскому мосту и осмотрим противоположный берег. Здесь множество интереснейших зданий. Среди них – дом № 35. Дом принадлежал Обществу торговли аптекарскими товарами, и в 1918 году в нем разместилось аналогичное учреждение – Губмедснабторг. Здесь работали секретариат и аналитическая лаборатория Губмедторга. Во дворе находился центральный аптекарский склад, а на первом этаже дома — магазин «Санитария и гигиена».

А в доме № 31 сто лет назад находилось издательство газеты «Петроградский листок». Этот дом назывался домом Владимирского, так как его приобрёл в 1905 году  для своей газеты издатель «Листка» А.В. Владимирский. «Петербургский листок» – с 1917 года «Петроградский» – в течение 1918 г. был единственной независимой газетой. И ей удалось просуществовать до августа 1918 года – дольше, чем большинству других дореволюционных изданий.

 

 

27 Августа 2018, 17:14:57

2
Сентября
Дворцовая площадь
12-00
22
Августа
ст. м. "Гостинный двор"
19.30