Поиск по сайту
ВЕРСИЯ
ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
29
марта
пт
+13°

Фестиваль памяти Олега Каравайчука

1 Октября 2016

Олег Николаевич Каравайчук – советский и российский композитор, автор музыки ко многим кинофильмам и спектаклям.

Родился в Киеве в семье скрипача. С самого раннего детства писал музыку. Окончил музыкальное училище по классу фортепиано при Ленинградской консерватории в 1945 году. В марте 1943 года принял участие в концерте юных музыкантов в рамках празднования 80-летия консерватории в Ташкенте. В 1945 – 1951 годах учился в Ленинградской государственной консерватории (ныне Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А.Римского-Корсакова) по классу фортепиано (педагог Самарий Савшинский).С 1953 года работал в кино.

Многие произведения Каравайчука не известны в России, однако высоко ценятся за ее пределами, в частности, он создал музыку для нескольких балетов. Композитор сотрудничал с Сергеем Параджановым, Василием Шукшиным, Ильёй Авербахом, Кирой Муратовой и другими. Олега Николаевича Каравайчука не стало 13 июня 2016 года...

Под эгидой Санкт-Петербургского международного культурного форума, четыре субботних вечера октября в киноцентре «Родина» будет проходить фестиваль фильмов с музыкой Олега Каравайчука.

1 октября в 19.00 - «Мама вышла замуж» (СССР, Ленфильм, 1969 г., 85 мин.). Режиссер - Виталий Мельников. В ролях: Люсьена Овчинникова, Олег Ефремов, Николай Бурляев, Людмила Аринина, Кира Крейлис-Петрова.

Зефирный Ленинград конца 60-х, чувственно запечатленный камерой Дмитрия Долинина. Кристализующийся в тесных новостроях застой, повторное счастье водителя грейдера в исполнении Олега Ефремова и смешливой штукатурщицы в интерпретации Люсьены Овчинниковой. Каравайчук написал для «Мама вышла замуж» проникновенную мелодию, способную смешаться с ленинградским дождем, поглощая лишние слова, догнать бегущего после получки «за маленькой» Олега Ефремова или разразиться вокализом ближе к примирительному финалу. Точную, как 76 грамм колбасы, которые на все оставшиеся копейки покупает в гастрономе один из главных героев.

8 октября в 19.00 - «Городской романс» (СССР, Одесская киностудия, 1970, 100 мин.). Режиссер - Петр Тодоровский. В ролях: Марина Леонидова, Евгений Киндинов, Леонид Дьячков, Зиновий Гердт, Александр Пашутин.

Холостяк-рентгенолог Женя, который слишком хорошо знает, как на самом деле работает человеческое сердце, чтобы любить, знакомится на улице девушкой Машей. Маша работает в детсаде и хмурится в теплом платке, в Москве мороз и сугробы, а Женя скачет по ним в одном ботинке (второй в срочном ремонте) прихотливо и легко — словно пальцы Каравайчука по белым клавишам рояля. Живое и чистое дыхание, присущее этому фильму Петра Тодоровского, родом откуда-то из Франции. Даром что на дворе зима. И герои греются в ожидании последнего автобуса в замороженной телефонной будке. Нежные и неуверенные, как знаки первой симпатии, клавиши вдруг сгущаются в «La chanson de mon bonheur» Мирей Матье или, наоборот, осыпаются первой весенней капелью.

22 октября в 19.00 - «Монолог» (СССР, Ленфильм, 1972, 100 мин.). Режиссер - Илья Авербах. В ролях: Михаил Глузский, Марина Неелова, Маргарита Терехова, Станислав Любшин, Эрнст Романов, Евгения Ханаева, Леонид Неведомский.

Эта снятая Ильей Авербахом в бергмановском духе сага в каком-то смысле история несгибаемого человека - профессора Сретенского. Тихого «типичного интеллигента» (как, пытаясь оскорбить, вдруг называет своего отца дочка главного героя), который не поддается конформистской тяжести мира. Его путь - не каприз, не акт героизма или гражданской стойкости, а биологическая данность. Иначе просто нельзя. Каравайчук как композитор, кажется, обладал тем же характером. Он просто не работал там, где требовались уступки. Не делал того, что не считал правильным. Возможно, поэтому его музыка чаще всего не иллюстрирует экранное действие, поддерживая его и драпируя несовершенства, а выступает с ним в полном единстве. Будто не пианино и оркестр порождают звуки, а сам экран. В случае «Монолога» - это клавиши камней на набережной, по которой бежит главный герой.

29 октября в 19.00 - «Секундомер» (СССР, Ленфильм, 1980, 100 мин.). Режиссер - Резо Эсадзе, в ролях: Николай Олялин, Наталья Антонова, Лилиана Алешникова, Михаил Яншин, Олег Каравайчук.

Знаменитый футболист Лавров решается оставить большой спорт. Последний матч герой проводит в незнакомом маленьком городе. Здесь он случайно встречает женщину, которую любил, когда еще не был знаменитым футболистом. Олег Каравайчук не только написал для этого фильма музыку, но и исполнил в нем небольшую роль продавца в книжном магазине. Внезапное появление композитора на киноэкране становится одним из самых важных моментов картины.

Информация Администрации Центрального района Санкт-Петербурга