Поиск по сайту
ВЕРСИЯ
ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
18
октября
ср
+11°

Достопримечательности

ОКРУГ, ОТКРЫТЫЙ ГОРОДУ И МИРУ

Территория Муниципального образования муниципальный округ № 78 непосредственно примыкает к «Золотому треугольнику» Санкт-Петербурга. А Золотой петербургский треугольник - это территория в самом центре города между Невским проспектом, реками Невой и Фонтанкой. Эта часть города получила такое название за то, что именно здесь располагаются постройки, созданные в золотой век архитектуры.

Именно здесь находятся самые красивые старинные дома с интересными интерьерами. В данном месте сосредоточено большое количество великокняжеских дворцов и особняков, построенных во времена Петра I и Екатерины II. Золотой треугольник Санкт-Петербурга - это самое оживленное место в городе, где у каждого дома, у каждой улицы своя уникальная история и столько памятников архитектуры – буквально на каждом шагу.

Аничков дворец (Невский пр., д.39) 

Так в самом центре Невского проспекта раскинулся комплекс зданий Аничкова дворца – памятника русской архитектуры, творение великих зодчих М. Земцова, Б. Растрелли, К Росси, Д. Кваренги, Л. Руска и др., построенный по повелению цесаревны Елизаветы Петровны и освященный в 1751 году. На целый квартал растянулись белые колонны, зеркальные окна бывшей резиденции его сиятельных владельцев (всего за свою судьбу Дворец сменил 12 владельцев): граф Разумовский, светлейший князь Г.А. Потемкин (Таврический). С 1809 по 1816 годы Аничковым Дворцом владеет великая княгиня Екатерина Павловна, дочь императора Павла I, 1 июля 1817 года Дворец подарен великому князю Николаю к свадьбе с немецкой принцессой Шарлоттой, нареченной Александрой Федоровной… И так сменялись его владельцы вплоть до 1917 года, когда в феврале 1917 года в национализированном Дворце было размещено министерство продовольствия. В мае 1918 года после эвакуации министерства продовольствия, Дворец был передан культурно-просветительскому отделу городской управы, а в 1934 году было принято решение о создании в помещениях бывшей царской Аничковой усадьбы Дворца пионеров. И только 12 февраля 1937 года состоялось его торжественное открытие. Сейчас это – Городской Дворец творчества юных, хорошо известный старшему поколению ленинградцев – петербуржцев как Дворец пионеров. Дворец - крупнейший организационно-методический центр и крупнейшее в Европе учреждение дополнительного образования. Дворец – это сотни тысяч его воспитанников, среди которых выдающиеся ученые, космонавты, артисты, спортсмены, педагоги.

31 августа (12 сентября) 1832 года, в центре Петербурга, на Александринской площади (ныне площади Островского), на месте деревянного «Малого» театра, состоялось торжественное открытие нового величественного ампирного здания Александринского театра, построенного по проекту архитектора Карло Росси к 75-летнему юбилею первого русского профессионального театра.

Улица Зодчего Росси
С другой стороны к театру ведёт спроектированная Росси и составляющая общий ансамбль с театром улица Театральная (ныне – улица Зодчего Росси), перспективу которой замыкает на всю ширину почти плоский, но богато декорированный, задний фасад театра. Нет, наверное, в мире второй такой улицы, где даже в пасмурную погоду светло и радостно. Всего два здания величавой простоты – одно справа, другое слева – рождают это удивительное ощущение. Театральная улица – одна из жемчужин архитектурных творений Карло Росси. Её композиция подтверждает идею: совершенные пропорции лежат в основе красоты. Длина Театральной улицы, носящей сегодня имя своего создателя – 220 метров , а ширина - 22 метра такая же, как высота двух одинаковых зданий, которые её составляют. В одном из зданий с 1836 года находится Санкт-Петербургская Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой – одно из старейших учебных заведений России.

Ансамбль площади Островского со стороны Невского проспекта венчает памятник Екатерине II.
Проект памятника разработал художник М.О. Микешин - автор монумента «Тысячелетие России» в Новгороде. В 1862 году исполнилось сто лет со дня восшествия на престол императрицы Екатерины II. Памятник, посвященный этому событию, был открыт в 1863 году. В его создании принимали участие скульпторы М.А. Чижов, изваявший статую Екатерины II, и А.М. Опекушин, исполнивший модели девяти фигур (князь Г.А. Потемкин, фельдмаршал П.А. Румянцев, великий полководец А.В. Суворов, президент Российской академии наук Е.Р. Дашкова, поэт Г.Р. Державин, граф А.Г. Орлов, адмирал В.Я. Чичагов, президент Академии художеств И.И. Бецкий и А.А. Безбородко – видный государственный деятель).

Проект памятника разработал художник М.О. Микешин - автор монумента «Тысячелетие России» в Новгороде. В 1862 году исполнилось сто лет со дня восшествия на престол императрицы Екатерины II. Памятник, посвященный этому событию, был открыт в 1863 году. В его создании принимали участие скульпторы М.А. Чижов, изваявший статую Екатерины II, и А.М. Опекушин, исполнивший модели девяти фигур (князь Г.А. Потемкин, фельдмаршал П.А. Румянцев, великий полководец А.В. Суворов, президент Российской академии наук Е.Р. Дашкова, поэт Г.Р. Державин, граф А.Г. Орлов, адмирал В.Я. Чичагов, президент Академии художеств И.И. Бецкий и А.А. Безбородко – видный государственный деятель).

Российская национальная библиотека (Площадь Островского, д. 1), архитекторы: Соколов Е. Т. и Росси К. И. Основана 16(27) мая 1795 года по указу Екатерины II в качестве Императорской Публичной библиотеки. Открыта для читателей 2 (14) января 1814 года при личном участии Александра I. Со дня основания важнейшей задачей являлось собирание в ее фондах всей литературы на русском языке, изданной как в России, так и за ее пределами. По объему фондов РНБ занимает пятое место среди библиотек мира.

Большой Гостиный двор (Невский пр., д. 35). После пожара, уничтожившего в 1736 году старый Гостиный двор, находившийся на углу набережной реки Мойки и Невского проспекта, «Комиссия о Санкт-Петербургском строении» выбрала для постройки каменного Гостиного двора новое место – у Аничкова моста. Но строительство каменного Гостиного двора затянулось и было начато на другом месте – на углу Невского проспекта и Садовой улицы, где уже с 1740-х годов существовали деревянные торговые ряды.

Указ о постройке Гостиного двора в «один апартамент» (этаж), на погребах, с наружными и внутренними галереями был подписан 2 июля 1748 года. Однако, только в 1752 году архитектору В. Растрелли было поручено разработать проект уже двухэтажного здания. Только в 1757 году проект Растрелли был утвержден и развернулись строительные работы, но в 1761 году проект вновь подвергся пересмотру - план Растрелли и общий прием композиционного решения были сохранены, но фасады изменены. Новый проект фасадов исполнил архитектор Ж.-Б. Валлен-Деламот. Постройка Гостиного двора велась крайне медленно и была закончена лишь в 1784 – 1785 годах. А в 1886 – 1887 годах главный фасад, обращенный на Невский проспект, получил новую декоративную обработку, выполненную по проекту архитектора А. Бенуа.

Гостиный двор, сооруженный по проектам Растрелли и Деламота, явился образцом для аналогичных зданий, которые строились в провинции. В 1941 году центральная часть здания пострадала от взрыва фугасной бомбы. Она была восстановлена архитектором О.Л. Лялиным.

В 1955 – 1967 годах произведена реконструкция Гостиного двора. Проект реконструкции разработали архитекторы И.А. Вакс, Л.С. Катонин и инженер М.А. Юношев. Занимая огромный квартал в центре города, Гостиный двор играет и ныне исключительно важную роль в застройке прилегающего района. Здание построено с отступом от красной линии Невского проспекта. Благодаря этому оно хорошо обозревается, несмотря на свою значительную протяженность.

Здание Городской думы (Невский пр., д. 33). 

У Большого Гостиного двора за Перинной линией в конце XVIII века появилось своеобразное комплексное здание, выходящее главным фасадом на Невский проспект – «Серебряные ряды» и Городская дума  с угловой башней. В начале, в 1752 – 1754 годах на этом углу был построен Гильдейский дом, в котором происходили заседания избранных купечеством городских старост.

В 1799 году был утвержден проект перестройки Гильдейского дома для ратуши. Проект предусматривал возведение многоярусной башни на углу Невского проспекта и Гостиной (позже – Думской) улицы. В 1804 году здание ратуши под наблюдением архитектора Д. Феррари было закончено, и новое здание ратуши, позднее Городской думы,  повторило по внешнему облику «Серебряные ряды».

В 1840-х годах здание Думы было перестроено по проекту архитектора Н.Е. Ефимова с размещением больших залов для общих заседаний городской думы, при этом  была увеличена высота здания и изменен фасад, выходивший к Гостиному двору. В 1913-1914 годах здание было надстроено еще двумя этажами, в результате чего внешний облик здания сильно  пострадал, что вызвало возмущение общественности.

После Февральской революции 1917 года Петроградская городская дума была заменена Центральной думой, гласных которой избирали Районные думы. В ноябре 1917 года декретом СНК Центральная дума распущена, были объявлены новые выборы. В апреле 1918 года Городская управа приняла решение о роспуске Петроградской городской думы. В сентябре 1918 года Городская дума была упразднена, местное самоуправление перешло в ведение Советов.

Казанский кафедральный собор (1801 – 1811 гг.,  по проекту архитектора А.Н.Воронихина) построен в честь чудотворной иконы Казанской Божией Матери, явившейся в Казани, в 1579 году. В 1595 году был установлен праздник – 8 июля (21 июля по н.с.) в память явления этой иконы. В 1612 году икона прибыла в Москву с казанским ополчением и находилась все время в стане князя Пожарского. При Царе Алексее Михайловиче был установлен в ее честь новый праздник – 22 октября (4 ноября по н.с.), в воспоминание освобождения Москвы от поляков. В 1710 году, по повелению Императора Петра I, икона была перенесена в Санкт-Петербург, где уже Императрица Анна Иоанновна приказала построить на углу Невского проспекта и Мещанской (ныне – Казанской) улицы новую церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Построенный храм в сороковых годах был переименован в Казанский собор, в честь главной его святыни. В этом храме 28 июня 1762 года Екатерина II, после торжественного богослужения, была провозглашена Императрицей и Самодержецей Всероссийской.

В 1810 году Император Павел I издал повеление построить новый Казанский собор. составление проекта было поручено архитектору Воронихину. Для постройки храма была составлена комиссия под председательством президента Академии Художеств, графа Александра Сергеевича Строганова. И 27 августа 1801ё года Император Александр I положил первый камень в основание собора.

Новый собор освящен 15 сентября 1811 года. Он строился из российских материалов и русскими рабочими-строителями по проекту Андрея Никифоровича Воронихина.

Строгановский дворец – великолепное сооружение, возведенное архитектором Ф.Б. Растрелли в 1753-1754 гг. на углу Невского проспекта и Мойки, у Зелёного моста. В данном районе Петербурга это единственное здание, сохранившее черты архитектуры барокко. Сегодня дворец с отреставрированным фасадом и воссозданными интерьерами парадного этажа является филиалом Русского музея.

Ф.Б. Растрелли в 1753-1754 гг. на углу Невского проспекта и Мойки, у Зелёного моста. В данном районе Петербурга это единственное здание, сохранившее черты архитектуры барокко. Сегодня дворец с отреставрированным фасадом и воссозданными интерьерами парадного этажа является филиалом Русского музея.

Воронцовский дворец – городская усадьба, построена известным архитектором Растрелли в 1749 - 1757 годах. Дворец расположен в самом центре Петербурга - прямо напротив Гостиного двора. Это здание по праву считается одним из самых красивых архитектурных памятников XVIII века. Стоит отметить, что Воронцовский дворец сразу же привлекает внимание прохожих. Строение выполнено в стиле барокко и изобилует интересными украшениями — резьбой и лепниной. Внутренние помещения дворца - более 50 залов — также заслуживают пристального внимания.

Известный архитектор Растрелли построил эту городскую усадьбу в 1749 -1757 годах по заказу вице-канцлера Михаила Воронцова. Граф Воронцов был приближен к царице Елизавете Петровне и, кроме того, приходился родственником Романовым. Разумеется, человек такого ранга не мог позволить себе жить абы как. Именно поэтому Михаил Илларионович и затеял это масштабное строительство. Помимо непосредственно дворца в усадебный комплекс входили еще несколько зданий и большой сад с фонтанами и бассейнами. Кроме того, здесь размещалась огромная библиотека графа.

Изящная ограда Воронцовского дворца, выполненная по рисунку Растрелли, уникальна. Стоит отметить, что в то время в России при постройке архитектурных объектов еще крайне редко применяли художественное литье.

Строительство Воронцовской усадьбы в центре Петербурга потребовало немалых вложений. В итоге, когда представительный дом был готов и граф Воронцов не смог его содержать,

Елизавета подарила 40 тысяч рублей Михаилу Илларионовичу на обустройство Воронцовского дворца, но положение дел это не исправило. Граф прожил в усадьбе всего лишь пять лет, а потом, признавшись в своем банкротстве, вынужден был передать усадьбу в казну. Некоторое время дворец использовался в качестве гостевого дома, здесь жили многие известные личности. Кроме того, в стенах усадьбы проводились пышные балы и маскарады. В 1798 году по решению Павла I в здании разместилась резиденция Мальтийского ордена, а сам дворец стал называться Замком мальтийских рыцарей. Чуть позже в Воронцовском дворце появилась и мальтийская капелла.

Затем здесь располагался Пажеский корпус, в котором учились многие будущие декабристы и сыновья Пушкина - Григорий и Александр. В начале 20 века в стенах дворца находилось пехотное училище имени Кирова. С 1955 года и по настоящее время здесь размещается Суворовское военное училище. В 2002 году в Мальтийской капелле открылся Музей истории кадетских корпусов России. В красивейшем саду Воронцовского дворца любил проводить время русский полководец Александр Васильевич Суворов.

Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова (БДТ, Большой драматический театр, с 1932 года — имени М. Горького, с 1964 до 1992 года — Ленинградский академический Большой драматический театр имени М. Горького) — театр, основанный в 1919 году, один из первых театров, созданных после Октябрьской революции. Активное участие в жизни театра принимали поэт Александр Блок и писатель Максим Горький. В 1992 году получил имя прославленного режиссёра Георгия Товстоногова, возглавлявшего театр на протяжении тридцати трёх лет. С 2013 года художественным руководителем БДТ является Андрей Могучий.

Апраксин двор - архитектурный комплекс в центральной части Санкт-Петербурга, один из крупнейших исторических торговых центров города. Занимает 14 га территории, ограниченной улицами Садовой, Ломоносова, набережной Фонтанки и Апраксиным переулком, памятник архитектуры (региональный). Назван по фамилии первого владельца земельного участка - графа Ф. М. Апраксина.

Исторически территория нынешнего Апраксина двора складывалась из двух частей - Щукина двора (на котором торговали сельскохозяйственными продуктами, владельцем земли в середине XVIII века был купец Иван Щукин) и собственно Апраксина двора (земли Фёдора Апраксина).

С 1754 года на участке Апраксина началось строительство торговых лавок, которые сдавались внаём или продавались с землёй. К концу XVIII века здесь сформировались обширные торговые ряды. К середине XIX века в Щукином и Апраксином дворах была сосредоточена почти вся букинистическая торговля Санкт-Петербурга. Здесь торговали и подержанными картинами (см. повесть Гоголя «Портрет»). По указу Николая I в 1833 году Апраксин и Щукин дворы были объединены в один обширный рынок. В 1862 году сильный пожар уничтожил большую часть строений рынка. После пожара застройка рынка велась по плану:

- В 1863 году была построена Александровская линия вдоль Садовой улицы (архитектор И. Д. Корсини).

- В 1864 — Мариинская линия (арх. А. И. Кракау).

- Основные корпуса Апраксина двора, сохранившиеся по сей день, были сооружены в 1870-1880-х годах.

- В начале XX века торговые лавки были надстроены третьим и четвёртым этажами, их общее количество превышало 660.

3 июля 1914 года произошёл очередной пожар в Апраксином дворе.

Пожар 1914 года. Фотограф — К. К. Булла

- В 1916 году по проекту архитектора Л. М. Харламова была возведена часовня Всех Святых (не сохранилась).

Перед началом Первой мировой войны, по неподтверждённым сведениям, Апраксин двор стал крупнейшим в Европе по оптовому товарообороту. В советские годы Апраксин двор являлся крупным центром комиссионной торговли.

Современное состояние

Сейчас Апраксин двор включает 57 корпусов, большинство из которых находятся в городской собственности, и является одним из крупнейших торговых центров Петербурга. В начале XXI века начаты работы над проектом фундаментальной реконструкции территории торгового комплекса, чтобы сделать территорию, находящуюся в самом центре Санкт-Петербурга, образцово-показательной для всего города – по соблюдению миграционного законодательства, правил торговли, комплексного благоустройства и по созданию зоны для комфортного отдыха и развития творческого потенциала Северной столицы.

Санкт-Петербург по праву называют культурной столицей России. Музеи и театры, библиотеки и школы общеобразовательные и работающие по специальным утвержденным программам, такие как: высокопрофессиональные школы № 211 им. Пьера де Кубертена и № 550 - с углубленным изучением иностранных языков и информационных технологий, школа «Унисон» при Дворце творчества юных, Суворовское военное училище, Академия балета им. А.Я. Вагановой. Учреждения высшего и среднего специального образования – университеты и детские музыкальные школы: Российский государственный Педагогический Университет им. А.И. Герцена, Университет технологии и дизайна, Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. Бонч-Бруевича, Санкт-Петербургский Государственный Университет Экономики и Финансов, музыкальная школа им. Римского-Корсакова и музыкальная школа им. С.С. Ляховицкой - все они расположены на территории 78-го муниципального округа.

Несомненно славу и известность городу и округу создавали известные на весь мир деятели науки и искусства, герои войн и великих сражений, которые жили и трудились на территории округа, чьи имена запечатлены на мемориальных досках и сохраняются для истории в научных исследованиях и художественных произведениях - в мемуарах и воспоминаниях современников.

По материалам альбомов «Округ, открытый городу и миру»,
МС МО МО № 78, 2003-2005 гг.

28 Октября 2016, 11:28:08

27
Августа
Караванная ул., д. 12.
21
Августа
ул. Константина Заслонова, 23
15.30